Содержание дисциплины
Часть 1. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Теоретические основы и предпосылки развития поведенческой оценки.
Ограниченности возможностей моделирования на основе традиционных предпосылок классических финансов. Достижения отечественной экономической психологии в исследовании психологии хозяйственной деятельности. Экономическая психология А.И. Китова. Вопрос собственности – как основной фактор, сдерживавший развитие экономической психологии в СССР. Достижения в изучении психологии финансов и экономической психологии в постперестроечной России: работы М.А. Федотовой, И.А. Павлова, О.С. Дейнека. Гипотеза об эффективности рынков (ГЭР). Модели ценообразования активов: компромисс между риском и доходностью, разные модели - разные риски, допущения. Допущения неоклассической финансовой теории, как ограничивающие факторы развития оценки на традиционной основе: рациональность лиц, принимающих решения, всеобщее неприятие рисков, представления об идеальных рынках без «силы трения» в виде транзакционных издержек и налогов, лёгкий доступ к информации для всех участников рынка. Результаты эмпирических исследований 1980-1990-х годов, опровергающие традиционное восприятие рынка капитала. Практические доказательства неэффективности рынков: арбитражёры не в состоянии восстановить эффективность рынков, ограниченность модели арбитражного ценообразования. Проявление ограничивающих факторов традиционных финансов при проведении стоимостной оценки. Трудности создания всеобъемлющей теории поведенческих финансов: большое количество не скоординированных исследований с фрагментарными и труднообъяснимыми результатами в виде фрагментарных поведенческих моделей, разработанными для решения очень узких задач. Эволюция и перспективы дальнейшего развития поведенческих финансов и поведенческой оценки.
Тема 2. Инструменты поведенческих финансов, определения и терминология.
Цель поведенческих финансов и её реализация в поведенческой оценке.Познавательная иллюзия [cognitive illusion]. Отклонения в суждениях [biases of judgment]. Чрезмерная самоуверенность [overconfidence или false self-confidence]. Распределение вероятности рациональным оценщиком. Отклонения, порождающие чрезмерную самоуверенность: оптимистическое отклонение [optimistic bias]; иллюзия контроля [illusion of control]; отклонение «задним умом все крепки» [hindsight bias]; экспертное суждение [expert judgment]. Факторы чрезмерного оптимизма: заблуждение о снижении риска отдельными действиями индивидуума, заблуждение о низкой частотности риска, отсутствие опыта принятия решений в ситуациях, связанных с риском. Познавательный диссонанс [cognitive dissonance]. Иллюзия контроля [illusion of control]. Экспертное суждение [expert judgment]. Эффект организации [entityeffect]. Ключевые концепции поведенческих финансов, как основа поведенческой оценки: эвристики, фрейминг, эмоции и влияние на рынок. Имплементации поведенческого инструментария (примеры применения): инвесторы, корпорации, рынки, регулирование, образование. Эвристика репрезентативности [representativeness] и её основные ошибки: суждение по аналогии, смещение исходов к рассчитанным средним значениям, ошибка коньюнкции (вероятность единичного события считается более низкой, чем вероятность группы событий, в которую оно входит). Эвристика доступности [availability]. Эвристика якорения и корректировки [anchoring and adjustment].Память [memory]. Эвристика выбора по умолчанию и эвристическая программа архитектуры выбора. Эвристика неприятия потерь. Эвристика «Теория сожаления». Эвристика аффекта.
Тема 3. Поведенческие факторы и их применение в оценке. Фундаментальные переменные поведенческой оценки.
Три формы эффективных рынков Фамы и три нарушения ГЭР.
Систематические и предсказуемые на основе поведенческих финансов ошибки при определении стоимости. Особенности применения метода дисконтирования денежных потоков в поведенческих моделях оценки. Определение ставки дисконтирования, предвидение возможных вариантов денежных потоков с определёнными вероятностями. Игнорирование низких базовых вероятностей событий, Игнорирование правила Байеса в реальной практике оценщика, использование «эвристик» при вынесении вероятностных суждений. Эвристика доступности. Эвристика репрезентативности. Эвристика местной репрезентативности. «Якорный эффект» при проведении оценки. Пример: неправильная оценка компаний при сделках слияний и поглощений на основе динамики цен акций. Ошибки стоимостной оценки, связанные с излишней самоуверенностью. Гендерные факторы при определении риска в оценке. Ограниченность человеческого внимания: частотность публикаций в новостях и её влияние на стоимость, категоризация и её влияние на ограниченность и ошибки оценки (при смене названий оцениваемых компаний). «Сиамские близнецы» в оценке компаний: фиксированная фундаментальная переменная при разной стоимости компаний на примереRoyal Dutch и Shell. Применение сравнительного подхода при ограничении на арбитраж: аномалия В/М-эффекта. Ограничения применения сравнительного подхода при ограничениях на торговлю акциями на примере компаний Palm и 3Com в 2000 году.
Тема 4. Основы успешного построения поведенческих моделей стоимостной оценки.
Ошибки в обработке информации, неверного понимания и восприятия информации. Важность оформления исходной для оценки информации. Учет оценщиком эвристик – средство для преодоления информационных ошибок. Неспособность распознать истинную вероятность: слишком маленький, слишком большой промежуток отчетности на примере хедж-фонда Long TermCapital Management (LTCM), 1990-е годы. Иллюстрации эвристик, ухудшающих качество стоимостной оценки: неверные ассоциации, кажущаяся корреляция, смешение корреляции и обусловленности, неправильное применение линейной экстраполяции, использование некорректных подходов к оценке в случае нелинейной экстраполяции, игнорирование новой информации при оценке вероятностей (консерватизм), непоследовательное восприятие новой информации, склонность искать подтверждение ранее полученных результатов, непоследовательность в применении критериев. Эвристика атрибута данных. Упрощение стоимостного анализа в ходе оценки за счёт усиления роли общих эвристик: эвристика репрезентативности, доступности, якорения и корректировки, аффекта. Взаимосвязь эвристик при построении этапов стоимостной оценки, правила сочетания сложных и простых эвристик. Руководство по определению ошибок эвристик в процессе поведенческой оценки Фишофа [Fischoff, 2002]: 1) ошибочные задачи (недобросовестно поставленные и неправильное понятые задачи); 2) ошибочные суждения (сформированные способными к исправлению и неисправимыми индивидуумами); 3) несоответствие между суждениями и задачами (преодолевается при помощи реструктуризации и обучения). Применение эвристик специального назначения в повседневной деятельности оценщика. Наиболее распространённые ошибки поведенческой оценки: неприятие потерь, недостаточная чувствительность к размеру выборки, неумение ввести поправку на регрессию в сторону среднего, ситуации конъюнкции, излишней самоуверенности, неверное якорение, оформление информации и игнорированием априорной вероятности (исходных данных).
Тема 5. Модели оценки стоимости активов на основе поведенческих финансов.
Ранние попытки создания поведенческих моделей, основанных на убеждениях и предпочтениях участников рынка: ограниченность применения.
Модель «сентиментального инвестора» Барбериса, Шлейфера и Вишни (Barberis, Shleifer, and Vishny), модель самоуверенных информированных трейдеров Дэниела, Хиршлейфера и Субраманьяма (Daniel, Hirshleifer, andSubrahmanyam), и модель противоборства фундаментальных инвесторов и трейдеров, использующих моментум Хонга и Стейна (Hong and Stein).
Модели, основанные на предпочтениях. Модели сдвига отношения к риску - Барберис, Хуанг и Сантос (Barberis, Huang, and Santos). Модель ошибочного восприятия вероятности - Дэси и Зилонка (Dacey and Zielonka).
Обобщённая поведенческая модель оценки активов (GBM — GeneralizedBehavioral Model). Универсальный подход, ключевые категории психологически обусловленных факторов GBM. Алгоритм применения психологических факторов в GBM для определения процессов оценки стоимости активов и генерирования доходности. Три поведенческие переменные GBM: ошибки обработки информационных сигналов, ошибки репрезентативности и нестабильные предпочтения.
Место, роль и взаимное дополнение неоклассической и поведенческой моделей.
Практические занятия.
Тема 1. Теоретические основы и предпосылки развития поведенческой оценки.
Задание для семинара. Зайдите в систему Блумберг. Определите сегменты рынка, в которых на дату проведения семинарского занятия возможны арбитражные операции. Посмотрите реальную статистику по таким операциям. В каком секторе? Какие компании? Можно ли сделать вывод о том, что арбитражные операции реализованы в полном объеме? Какие поведенческие факторы сдерживают арбитражные операции. Приведите примеры компаний. Для выполнения задания воспользуйтесь следующими командами Блумберга.
Воспользуйтесь встроенными синими клавишами клавиатуры Блумберг: дроби. Выберете облигации. Примените команду Блумберга ECO. Проанализируйте столбиковые диаграммы в раскрывающейся таблице. Постройте новостной график. Прокомментируйте диаграмму и график с учетом новостей анализируемого рынка. Как ожидаемые новости (выделено белым цветом в Блумберге) влияют на стоимость выбранного вами инвестиционного инструмента?
Получите данные для анализа командой Блумберга WECO – новости по сегменту [WORLD ECONOMIC STATISTICS]. Воспользуйтесь командной клавишей F8. Правильно выбирайте инструмент анализа.
Тема 2. Поведенческие факторы и их применение в оценке. Основные определения и фундаментальные переменные поведенческой оценки.
Проиллюстрируйте поведенческие факторы, определения поведенческой оценки, воспользовавшись средствами системы Блумберг.
Воспользуйтесь командой Блумберг WT [WORLD TRENDS]. Проанализируйте сегменты в зависимости от присущего им тренда. Раскройте сегменты. Найдите интересующие вас инструменты, принадлежащие изучаемому сегменту. Отработайте раскрытие детальной информации в необходимом разрезе по выбранному инструменту. Примените команду SECF для поиска известной вам компании. Проанализируйте её позицию. Проранжируйте акции компании по выбранным критериям.
Тема 3. Поведенческие факторы и их применение в оценке. Фундаментальные переменные поведенческой оценки.
Проиллюстрируйте случаи нарушения ГЭР на конкретных примерах. Проиллюстрируйте эвристики на разных компаниях и инструментах. Приведите пример якорения. Выберете сделку по слиянию компаний. Проанализируйте динамику цен акций. Найдите ошибки стоимостной оценки, связанные с излишней самоуверенностью. Прочитайте материал А.И. Китова по гендерным факторам. Сравните его с современными ситуациями значимости гендерных факторов при определении риска в оценке. По данным Блумберга проанализируйте связь между стоимостью компании и частотности публикаций в новостях. Определите, используя возможности Блумберга, влияние на стоимость компаний при смене названий оцениваемых компаний. Найдите компании - «сиамские близнецы». Выявите случай фиксированной фундаментальной стоимости при разной стоимости сопоставимых акций акций (Royal Dutch и Shell). Проанализируйте компании с аномальным мультипликатором В/М. Проанализируйте на фактических данных ограничения применения сравнительного подхода при ограничениях на торговлю акциями: пример компаний Palm и 3Com в 2000 году.
При получении фактических данных из Блумберга руководствуйтесь следующими командами и возможностями системы. Выберете объект стоимостного анализа, воспользовавшись служебной клавишей на клавиатуре Блумберг F3 и F8. Или воспользуйтесь командой EQS. Узнайте тиккер ценной бумаги, воспользовавшись командой Блумберга. Воспользуйтесь командой Блумберга MENU. Выберете пункт Money Markets. Выберете команду GC (Graph curves). Сравните доходности инструмента и рынка. Примените клавишу Search клавиатуры Блумберг для поиска объекта анализа. Клавиша News клавиатуры Блумберг. Клавиша Monitor. Для удобства работы с несколькоми инструментами анализа используйте команды Quote 1 /Quote 2 – выводят две последние запрошенные страницы. Красная кнопка CONNDEFAULT – прерывание связи с Блумберг.
Тема 4. Основы успешного построения поведенческих моделей стоимостной оценки.
Проанализируйте ошибки в обработке информации, неверного понимания и восприятия информации при поведенческой оценке.
Покажите, как оценщик может учесть эвристики, для преодоления информационных ошибок. Покажите как выбор слишком маленького или слишком большого промежутка времени с данными для оценки влияет на неспособность распознать истинную вероятность оцениваемых явлений. Проиллюстрируйте эвристики, ухудшающие качество стоимостной оценки, на конкретных примерах.
При подборе фактических примеров по теме семинарского занятия используйте следующие функции и команды Блумберга.
Перетащите заинтересовавший вас инструмент из поведенческой диаграммы трендов рынка (семинарское занятие по теме 2) в командную строку Блумберга, «зацепив» его левой кнопкой мыши в диаграмме, и активируйте его.
Активируйте функции, относящиеся непосредственно к тиккеру – выбранному инструменту стоимостного анализа, для иллюстрации поведенческих факторов, применимых к инструменту. Для выбора факторов примените команду DES [DESCRIPTION]. Примените команду финансовый анализ FA.
Тема 5. Модели оценки стоимости активов на основе поведенческих финансов.
Для выполнения заданий семинара по Теме 5 необходимо воспользоваться уникальным аналитическим инструментом Блумберга: тренд – в новостях. Выделите ключевые слова – психологические драйверы рынка.
Выявите цветовую гамму новостного фона, сопоставьте её с цветовой гаммой эффективности (доходности) анализируемого инструмента.
Используйте горячую клавишу END MENU для возврата на предыдущий уровень. Выберите и сопоставьте анализируемые инструменты на диаграмме использую встроенные функции Блумберга NEWS TRENDS GRAPH. Выявите противоречия стоимостных факторов проявляющиеся в инструментах оценки и их практическим использованием и ценой на инструмент на рынке с помощью этого инструмента. Примените команду NMAP - цветовая диагностическая карта новостного фона инструмента – температура новостей и температура доходности. Сравните её с картой доходности. Используйте функции быстрого обзора последних тенденций рынка: WEI. Используйте команду WB [WORLD BONDS].
Выберете подходящую модель поведенческой оценки для разных условий, определённых выше.
Создайте в Блумберге следующие модели:
Модель ошибочного восприятия вероятности;
Модели сдвига отношения к риску;
Модель противопоставления сторонников фундаментального анализа и трейдеров моментума (Модель Хонга Стейна);
Модель информированности инвестора (DHS);
Модель сентиментального инвестора (прогнозируемости прибыльности компании).
Отправьте их на тестирование. При тестировании модели следует учесть, что результат тестирования занимает от 15 минут до одного – двух часов или суток, в зависимости от охватываемого периода.
Прокомментируйте результаты тестирования моделей. Сделайте выводы.
Домашнее задание
Вариант 1. «Модели оценки стоимости активов на основе поведенческих финансов»
Зайдите в систему Блумберг. Воспользуйтесь функцией Блумберга «Новости». Выберете 3 компании одной отрасли, акции которых котируются на бирже (голубые фишки, второй или «третий» эшелон). Воспользуйтесь функцией блумберга «Финансовый анализ». Постройте таблицу и график изменения фундаментальной стоимости акций этих компаний по данным аналитиков Блумберга или данным других инвестиционных компаний и рыночной стоимости акции. Данные взять за период не менее полугода до осени 2008, периоды от года и выше в промежуток 2009 – 2011, данные за текущий год. Выявить расхождение цен. Объяснить расхождение на основе моделей:
Модель ошибочного восприятия вероятности;
Модели сдвига отношения к риску;
Модель противопоставления сторонников фундаментального анализа и трейдеров моментума (Модель Хонга Стейна);
Модель информированности инвестора (DHS);
Модель сентиментального инвестора (прогнозируемости прибыльности компании).
Свести выводы к Обобщённой поведенческой модели оценки стоимости активов. Провести расчеты по этой модели. Рассчитать отклонение от справедливой цены за счет поведенческих факторов.
По результатам построить корреляционно регрессионную модель в Экселе. Определить функцию поведенческого отклонения в исследуемой отрасли.
Вариант 2. «Влияние поведенческих факторов при оценке стоимости предприятий малого бизнеса».
Зайти на сайт «Продажа бизнеса»: http://www.proday-biznes.ru/. Выбрать три предложения по продаже бизнеса одной отрасли.
Ознакомиться с примерами сбора, подготовки информации и проведения оценки предприятий розничной торговли и производственного предприятия на сайте: http://www.presskit.narod2.ru/zadaniya_dlya_studentov/ практическое занятие №№ 7,8. Составить форму для сбора недостающей информации и послать её контактному лицу сайта «Продай бизнес», указанному в конце предложения на продажу.
Выяснить детали, значительно отличающие варианты продажи бизнеса один от другого: наличие продаваемой вместе с бизнесом недвижимости и земли, обременения. Выбрать однородные с точки зрения условий продажи варианты. Уточнить вопросы по реализации неиспользуемых активов, избыточного капитала, etc.
Вход на сайт |
Поиск |
Календарь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Друзья сайта |