План семинара 11.
На семинар принести распечатанные лекции, или учебник, или комп с готовым для обсуждения раскрытым текстом файла учебника/лекций.
Без теоретического материала, пригодного для чтения, студенты на семинар не допускаются.
1. Расчитать чистые активы торгового и производственного предприятия. обсудить. Применить теорию прошлого семинара.
2. Доклады по рефератам.
Опрос по теории по теме.
3. Решение недорешённых задач.
Сделайте баланс на конец периода проекта в соответствие с условиями задачи. Определите рыночную стоимость с учётом прибыли проекта в конце проекта.
Каким методом затратного подхода надо пользоваться? Надо ли делать какие либо корректировки? Какие противоречия возникают по сравнению со значениями, полученными доходным и сравнительным подходами? За счёт чего, какой статьи баланса они возникают? Как снять это противоречие?
Продолжение решения сквозной задачи по торговому предприятию.
Определите рыночную стоимость торгового предприятия затратным подходом на основе следующих данных на начало периода:
Сделайте баланс на конец периода проекта в соответствие с условиями задачи. Определите рыночную стоимость с учётом прибыли проекта в конце проекта.
Каким методом затратного подхода надо пользоваться? Надо ли делать какие либо корректировки? Какие противоречия возникают по сравнению со значениями, полученными доходным и сравнительным подходами? За счёт чего, какой статьи баланса они возникают? Как снять это противоречие?
Задача № 1 по торговому предприятию: http://narod.ru/disk/26683950001/test_retail.doc.html
Задача № 2 по производственному предприятию: http://narod.ru/disk/26683514001/test_production_info.doc.html Практическое занятие № 7. Задание к семинару.
К решению в соответствии с доходным подходом на базе этих задач вы должны:
Определить стоимость предприятия в соответствии с доходным подходом;
Выбрать фундаментальные/определяющие переменные. Рассчитать мультипликаторы для предприятий.
Выбрать предприятие аналог – российский и американский.
Сделать поправки на страновые риски.
Рассчитать стоимость торгового или производственного предприятия в соответствии со сравнительным подходом.
Решение представить в электронном виде на семинаре, записав его на диск сервера до семинара.
Для задачи по торговле при расчёте специфического мультипликатора принять количество покупок 300 в день, посетителей – 1000 на один магазин. Динамика – не меняется.
Это важно! Мы приступаем к затратному подходу и на базе этих предприятий будем применять со следующего семинара затратный подход. То есть, пройденные подходы должны быть сделаны на практике.
Плюс – теоретическое сообщение, закреплённое за каждым студентом, по пройденному материалу у доски.
Решить, подставив нужные значения в формулы, задачи по теме: «Сравнительный подход в оценке стоимости предприятия»
…
Прочитать аналитические обзоры. Найти соответствующие тематике обзора мультипликаторы в российской и североамериканской практике. Какую, из трех прилагаемых американских таблиц надо использовать в каждом конкретном случае?
multiple_pbv_usa.xls - база данных, которая обобщает значения мультипликаторов «цена/балансовая стоимость» и значимых переменных по группам отраслей в США за самый последний год: http://narod.ru/disk/28857013001/multiple_pbv_usa.xls.html .
6. http://www.bcs.ru/broker/company/mass-media-body.asp?id=89 российский рынок акций относительно западного. Основная идея статьи? В каких отраслях низкие мульт. относительно запада? Открыть таблицу запада и рос. данные. Сравнить. Показать.
Прочитать теорию по этому вопросу. Быть готовым(ой) пересказать основную идею – за счёт чего различаются мультипликаторы по странам. Попробовать рассчитать для России сейчас по формуле, по которой сделан расчёт для Турции.
2. Сравните медианное значение мультипликатора Цена/Прибыль для рынка слияний и поглощения в США по отраслям - multpl_pe_ma_usa.doc с данными таблички по российскому рынку из задания. Скачать - http://narod.ru/disk/28889622001/multpl_pe_ma_usa.doc.html
Что вы можете сказать по сопоставимости показателей? Есть ли в таблицах примеры специфических мультипликаторов? Как их получить/посчитать для российских условий?
Учёт уже известных по Доходному подходу факторов, влияющих на оценку, при Сравнительном подходе.
9. Для каких примеров задания необходимо учесть фактор открытости? В каком размере? Используйте данные по скидкам на закрытость компании при оценке компаний США, определённых сравнительным подходом.
10.Учет премии за контроль. Средние премии за контроль и крупные миноритарные пакеты в США. Для каких заданий надо применять? В каком размере? Скачать -
1. Фин.коэф. Это надо для оценки несистемат. риска оцениваемой компании. Все писали контроль.
2. ФСО. Владение теоретическими основами, терминологией Оценки, закреплёнными в регулирующих доках. Была контрольная.
3. DCF. Владение исходником инфы для оценки – бух. или управленч. отчётности. Выковыривание нужных данных. Построение таблиц для последующего дисконтирования.
4. Ставки дисконта – модели. Оценка риска, etc. – центр Доходного подхода (пока самого популярного).
5. Капитализация. Экспресс оценка, недвижимость, процентные ставки при ипотечном кредитовании.
N.B. Минимум по одной задаче из каждого пункта с 3 по 5 каждый(ая) должен решить или на семинаре, или уже на консультации, имея на руках только условия.
Не забывайте про две практические задачи по DCF: торговля и производство. Мы их так и не разобрали.
Все делают задачи по общему варианту. На семинаре любой должен быть в состоянии на доске написать решение. Чтобы разобраться, читаем материалы на сайте, учебники по фин.математике. Учим формулы. Читаем Главу 3 страницы с 84 по 100 учебника. Пользуемся табличками.
В дополнение к четырнадцати задачам по фин. математике решить в Экселе две задачи по DCF по производственному и торговому предприятию.
На первой странице - то, что было на контрольной. На второй - решение. Найдите свой столбик и посмотрите ответ. Даты - "напутаны". Но цифры - одинаковые. Один из коэф. расчитывается неправильно. Какой? Формула указана правильная, но Эксель берёт не те ячейки. Два студента двух групп нашли "ошибку".
2. По вашему запросу бухгалтерия предприятия дала вам отчёт об имеющихся в наличии основных средствах. Зачем он Вам нужен? Для какого метода оценки вы будете его использовать? Предприятие занимается общественным питанием - кафе и организацией досуга – кружки по интересам. Распределите строчки файла для оценки по этим направлениям. На сколько частей вы поделите представленный объём информации? Почему? Результат оформить в виде сводной таблицы в Экселе.
В добавление к первым двум задачам, студенты делятся на группы и решают следующие варианты задач:
Вариант 1.
Что это за документ? О чём он? Какой показатель важный для оценки он раскрывает? Для какого метода оценки его надо использовать? Как его надо доработать, чтобы использовать в оценке?
2. Что это за отчёт? Для какого метода оценки его надо использовать? Какие корректировки надо внести в оценку на основании имеющихся в документе данных?
С каким информационным блоком её надо связать, чтобы использовать при оценке предприятия?
Практическое занятие № 1. К практическому занятию по теме "Понятия, цели и принципы оценки стоимости предприятия (бизнеса). Стандартизация и регулирование оценочной деятельности" Вы скачиваете и читаете следующие файлы:
Экзамен по учебной дисциплине «Оценка стоимости бизнеса»
проводится в письменной форме (вопросы, задачи, тесты).
Распределение максимальных баллов по видам работы:
№ п/п Вид отчетности Баллы
1. Работа в семестре 20
2. Результаты экзамена 80
3. Итого: 100
Оценка знаний по 100-балльной шкале в соответствии с критериями
Финуниверситета реализуется следующим образом:
· менее 51 балла - «неудовлетворительно»
· от 51 до 69 баллов - «удовлетворительно»
· от 70 до 85 баллов - «хорошо»
· 86 баллов и выше - «отлично»
Перечень контрольных вопросов к экзамену
1. Как положения Федерального закона «Об оценочной
деятельности в РФ» от 29 июля 1998 № 135-ФЗ определяют понятия
«субъекты» и «объекты» оценки. Что такое «саморегулируемая
организация», и какова ее роль в оценочной деятельности Российской
Федерации?
2. Какие требования к отчету об оценке установлены в
Федеральном законе «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998
№ 135-ФЗ.
3. Назовите случаи обязательного проведения оценки согласно
Федеральному закону «Об оценочной деятельности в РФ» от 29 июля 1998
№ 135-ФЗ.
4. Назовите виды стоимости, содержащиеся в Федеральных и
Международных стандартах оценки. Дайте определение видам стоимости,
выделите отличия между различными видами стоимости.
5. В чем специфика бизнеса как объекта оценки, какие основные
характеристики бизнеса вы можете назвать?
6. Раскройте содержание понятий «собственный капитал»,